Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа № 44» г. Перми

Адрес
Пермь, проспект Парковый, 28

E-mail
shkola44@permedu.online
Телефон
+ 7 (342) 222-68-46

Коростелёва Надежда Ивановна, 

учитель иностранного языка,

классный руководитель 6в класса

 МАОУ «СОШ № 120» г. Перми

 

Воспитывая неравнодушных…

(из  опыта работы классного руководителя по формированию толерантного  сознания школьников в процессе воспитательной работы)

 

       Высшей  ценностью  любого  общества  является   человек.   Внимание   к воспитанию человека, забота  о  всестороннем  развитии  его  способностей  и дарований, совершенствовании личных качеств является не только  целью, но и непременным условием восприятия государства в мире.

    В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса  быстро и радикально меняются.  Российское   общество,  а  вместе  с  ним и школа,  переживают  трудный период поиска своего пути.

 Введение всеобщего  обязательного среднего образования ориентировано   на повышение ответственности  педагогов  и  родителей  за  судьбы  детей и подростков. Гуманизм, гармонизация  развития  личности, максимальное использование  воспитательных  возможностей социальной  среды и новых информационных технологий –  это актуальные составляющие  общей стратегии воспитания в современном обществе. Вышеназванные стратегические воспитательные приоритеты ориентированы на формирование законопослушного поведения у детей и подростков. В качестве одного из условий эффективной работы по профилактике правонарушений рассматриваем формирование у школьников толерантного сознания и поведения.

    Проблема взаимодействия людей разных этнических культур сегодня становится актуальной и значимой в Пермском крае. В регионе  ведётся большая работа по объединению людей разных вероисповеданий вокруг общечеловеческих идей мира и согласия. В  Перми и  Пермском крае  с каждым годом всё богаче палитра национальных праздников и традиций.  Данный опыт мы  использовали при планировании   воспитательной системы  в  классном коллективе  5 «в» класса общеобразовательной школы.

     Работая в школе более 15 лет, я убедилась: замалчивание межличностных проблем в классе, инертность  воспитательной работы ведёт к разобщению и «скатыванию» ученического коллектива к бытовым отношениям, угасанию познавательного интереса, взаимному недоверию, агрессии. Всё это в дальнейшем накладывает отпечаток  на формирование личности ребёнка, формирует школьную  дезадаптацию.  Именно подростки – дезадаптанты наиболее податливы к антиобщественным  влияниям, и это чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.

 Системная работа классного руководителя, направленная на решение проблем межличностных взаимоотношений детей в классе и вовлечение их в разные формы общественной деятельности – залог успеха в воспитании человека способного хорошо адаптироваться в будущей непростой жизни, основа для развития толерантного  сознания и формирования ученического  коллектива.

     Немного расскажу о своём опыте работы как классного руководителя над проблемой толерантности. Она особенно остро встаёт в многонациональном коллективе. В  5в классе, классным руководителем которого я являлась в 2010-11 учебном году, было 27 учащихся, из них 10 человек – представители других национальностей: 1 грузин, 2 киргиза, 1 узбек, 1 таджик, 5 татар. Кроме того, при переходе из 4-го в 5-й  класс прошло  перекомплектование: из  контингента учащихся четырёх 4-х классов был сформирован общеобразовательный класс. Налицо проблемы «трудного» класса: адаптация детей к новым учебным условиям (переход  из начальной школы на вторую ступень),  новый коллектив, слабая успеваемость, межнациональные конфликты. Все эти факторы порождали такие негативные проявления школьников, как оскорбления по национальному признаку, выяснение отношений силовыми методами, притеснения более слабых одноклассников. Первое полугодие в классе было очень неспокойно. В тесной работе с психологическими, социальными службами, родителями, учителями-предметниками мы достаточно успешно преодолели этот самый трудный период. Итоги первого полугодия: III место в общешкольном конкурсе «Портфолио класса»,  5 «хорошистов», несколько грамот за спортивные и  художественные достижения, активная работа над классным проектом «Planet-dance» (8 человек посещают танцевальные студии и обучают одноклассников танцам) и т.д. Но есть и печальные цифры: 13 учащихся требуют особого  социальо- педагогического сопровождения, 3 ученика состоят на внутришкольном учёте, только30-40% родителей посещают родительские собрания, 9 человек из малообеспеченных семей, 1 – опекаемый, 13 – из неполных  семей, 1 учащийся из семьи, находящейся в социально - опасном положении.

      С учётом особенностей данного класса составлен план воспитательной работы на год, ориентированный на формирование основ толерантного сознания личности как одного из условий для профилактики противоправных действий младших подростков, обучающихся в многонациональном   классном коллективе.

Направление деятельности

Предлагаемые формы работы

1.Художественно-эстетическое

Классный вечер «Давайте познакомимся!» (с представлением своей семьи, национальных блюд), Вечер именинников

Презентация классного  танцевального проекта «Planet-dance»

Организация новогоднего спектакля «Переполох у новогодней ёлки» и классный вечер к 8 Марта

Организация  классного Вечера национальных культур

Проведение тематической  экскурсии по городу «Пермь многонациональная»

Участие в конкурсе художественной самодеятельности «Звездный путь»

Участие в конкурсах на уровне школы (конкурс рисунков по ПДД, «Какой я представляю свою школу?»,  стенгазет ко Дню учителя, Новому году, стихов, сочинений) и т.д.

2.Социально-педагогическая

Индивидуальная работа

  • с родителями
  • с учащимися

Участие в акциях «Добрые дела»

Участие в трудовых делах школы

Сотрудничество с городским психологическим центром, проведение занятий по второму расписанию по  программе  «Толерантность»

Отчёт актива класса о проведённой работе за полугодие, год

3.Физкультурно-оздоровительное

Участие в спортивных соревнованиях, в традиционном осеннем и весеннем Дне здоровья, Дне открытых дверей, шахматно-шашечном турнире

4. Научно-исследовательская

Занятия психолога с учащимися и родителями (индивидуальные, групповые) по проблеме «Школьные конфликты», «Адаптация пятиклассников», проведение игры «Я- пятиклассник!» и т.д.

Анкетирование психолога по теме «Тревожность», «Адаптация», «Взаимоотношения в классе»

Занятия с городским психологическим  центром (второе расписание), анкетирование, психологические игры

 5.Гражданско-правовое

Тематические классные часы: «Веселье Земли русской», «Дело в шляпе или ещё раз о дружбе», «Как справляют Новый год в других странах», «Эрудит-шоу», «50 лет полёта Ю.А.Гагарина в космос», «Памяти павших будьте достойны!», «Мы – вместе!» и др.

Встречи с соц.педагогом, беседы о правах и обязанностях  школьников.

Школьный Зал Воинской и Трудовой Славы (встреча с ветеранами)

   Рекомендуемые педагогические приёмы для сплочения классного коллектива:

  • соуправление (актив класса) с функцией систематической отчётности;
  • постоянные и временные поручения детям (сменяемые роли «лидера» и «исполнителя»);
  • совместное планирование мероприятий в  классе (ближайшие и перспективные);
  • использование ролевых игр на классных часах;
  • самостоятельная подготовка и проведение классных часов и игр на вечерах;
  • система поощрения и справедливого порицания;
  • участие большинства детей в классном проекте;
  • открытость информации о результатах работы и т.д.

  Детям важен также личный интерес учителя ко всему происходящему в классе, они не терпят формального отношения и равнодушия. В  тесной работе с психологом, соц. педагогом, родителями, учителями-предметниками мы достаточно успешно преодолели этот самый трудный период. Итоги первого года обучения в основной школе: сократилось количество учащихся, требующих особого  социально-педагогического сопровождения с 13 человек до 6-ти, «группы риска» с 4-х до 3-х человек;  положительная динамика успеваемости: в первой четверти 5 класса ни один учащийся не обучался без троек, 7 «хорошистов» в конце учебного года; получение  классом  специального приза жюри по итогам защиты проекта  «Planet-dance», отсутствие правонарушений среди учащихся класса в течение учебного года.

Перспективный  результат  реализации деятельности по формированию классного коллектива:

1.Укоренение в классе духа толерантности (т.е. уважения к людям другой национальности, их культуре, способности понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни).

2.Формирование  личности с  активной жизненной позицией.

3.Формирование у школьников таких свойств личности, как ответственность, инициативность, творчество, самостоятельность.

4.Развитие познавательного интереса, расширение кругозора.

    5 –й класс-это первый, но самый непростой этап становления школьника и многонационального классного коллектива, начало большой работы. Но  результаты первого года подтвердили эффективность построения воспитательной системы класса через призму идеи толерантности как эффективного условия для профилактики противоправных действий младших и средних  подростков и сплочения коллектива. 

Список источников:

  1. http://hpsy.ru/public
  2. http://pcgo.narod.ru
  3. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
  4. Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе//Творческий центр, Москва, 2003
  5. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.
  6. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002
  7. http://festival.1september.ru/artikles
  8. http://shkolazhizni.ru/archive
  9. http://wik.km-school.ru