Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа № 44» г. Перми

Адрес
Пермь, проспект Парковый, 28

E-mail
shkola44@permedu.online
Телефон
+ 7 (342) 222-68-46

Воспитание толерантности учащихся коррекционных и общеобразовательных школ.

 

Потанина О.С.

учитель начальных классов

МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 18 VIII вида» г.Перми

 

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на принципах толерантности, это, прежде всего отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений.

Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве: «…Если Россия, как и другие цивилизованные страны не встанет на путь формирования  толерантного сознания и соответствующих ему принципов поведения, то всем нам грозит гибель: мир сгорит в пожаре нарастающих год от года войн между разными этносами, религиями, цивилизациями и культурами. Сигналов о том, что  планета стоит на пороге такой вселенной битвы, было недостаточно". Для того чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства. Нами реализуется программа, являющаяся попыткой осмыслить проблему формирования толерантности личности ребенка как одного из важнейших направлений воспитательной работы классного руководителя. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и  не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию  и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. Это требует высокого уровня сформированности толерантности. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.).

В РИА Новости 13 апреля 2011 года состоялась презентация исследования "Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями", проведенного компанией ВЦИОМ по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

«Информированность населения о детях с ограниченными возможностями».

Результаты опроса населения подтвердили, что основными чувствами, которые россияне испытывают по отношению к инвалидам, являются жалость, сочувствие и сострадание (87%). Вследствие чего общество, с одной стороны, пытается максимально ограничить взаимодействие с ними, с другой – появляется желание им помочь (чаще всего – материально).

О жалости как о лидирующем чувстве в современном российском обществе говорят и эксперты, работающие с детьми-инвалидами. Причем, с их слов, жалость по отношению к таким  детям является недопустимой, она «унижает личность этих детей», препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах и, как следствие, способствует тому, что «инвалиды сами себя уже не могут воспринимать как самостоятельных, полноценных членов общества».

Если говорить об отношении общества к детям-инвалидам, основанном на опыте взаимодействия, то наиболее показательным примером такого отношения является совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих инвалидность.

Возникает вопрос: как решить эту проблему по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?

На сегодняшний день существует региональный проект «Равные возможности», это, прежде всего, возможность чувствовать себя равноправным, равным в обществе. Быть уверенным в реализации своих возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны знать, что у них есть возможность добиться собственных целей, есть специалисты, к которым можно всегда обратиться, есть средства помощи, а главное, - они доступны.

Поэтому, только от личных качеств и большого желания, а главное, большого усердия и труда зависит реализация возможностей.

Только активное участие и активный диалог способны реализовать идею равных возможностей. Результаты массового опроса подтверждают наличие в современной России практики изоляции инвалидов в социальном пространстве, так, согласно данным количественного исследования, у большинства россиян (62%) в ближайшем окружении нет людей, имеющих видимую инвалидность. Каждый второй редко видит инвалидов в общественных местах или не встречает их вообще (45%).

Таким образом, уровень информированности населения о детях с ограниченными возможностями на данный момент остается на довольно низком уровне. Подробной информацией об этих детях, их жизни, проблемах обладают лишь те, кто непосредственно с ними общается в повседневной жизни – родители и родственники, друзья, специалисты, работающие с такими детьми. Существование изоляции детей с ограниченными  в современном российском обществе является следствием не только слабого развития инфраструктуры для этой категории населения, наличием специализированных, закрытых учебных заведений, но и отношением окружающих, к людям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно мнению многих экспертов, дети с ограниченными возможностями сами «стараются избегать взаимодействия с окружающими, предпочитая жить в своем собственном мире, общаясь с узким кругом людей (родственники, одноклассники, учителя, врачи)». Нежелание детей с ограниченными возможностями здоровья лишний раз выходить на улицу, взаимодействовать с обществом объясняется тем, что дети опасаются выражения жалости, непонимания, недовольства, а порой и агрессии со стороны окружающих по отношению к ним. К основным представлениям, формирующим отношение населения к детям с ограниченными возможностями можно отнести следующие: «дети-инвалиды чаще всего рождаются в неблагополучных семьях» и «дети-инвалиды кардинально отличаются по своим человеческим качествам от обычных детей». Не зная наверняка о причинах возникновения заболеваний, вызывающих инвалидность, люди полагают, что рождение детей с ограниченными возможностями связано с неблагополучием семей – в первую очередь, с плохой наследственностью или неправильным образом жизни родителей (алкоголь, наркотики и т.п.), что в большинстве случаев не соответствует действительности. Большинство экспертов, а также родителей детей-инвалидов говорят о том, что инклюзивная система образования – это оптимальный способ воспитания, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других детей.

Несмотря на положительные стороны инклюзивной системы обучения, дети-инвалиды и их родители отмечают, что в «совместной» школе, ребенку все же приходится сталкиваться с негативным отношением на разных уровнях общения, в первую очередь с одноклассниками и их родителями:

Некоторые родители детей с ограниченными возможностями (особенно имеющих видимую инвалидность) отметили, что не хотят, чтобы их дети учились в такой школе, поскольку опасаются жестокого поведения по отношению к их детям со стороны сверстников, боятся, что «детей в такой школе будут обзывать, дразнить, обижать». Таким образом, основными проблемами являются:

- востребованность навыков самоконтроля и самооценки в условиях современной жизни учащимися.

- создание воспитательной системы, адекватной обозначенным ориентирам.

Альтернативой сложившемуся положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация школьников СОШ и МСКОУ  на толерантные отношения друг к другу - это образ, дающий возможность каждому, кто приходит в школу, почувствовать, увидеть, понять свою уникальность и ценность, и уникальность и ценность другого человека.

 

Цели воспитательной системы:

• интеграция принципов толерантности в систему деятельности образовательного учреждения, действующего в режиме развития;

• формирование толерантного сознания членов школьного сообщества как основы утверждения принципов толерантности в общественной жизни;

• повышение качества и углубление содержания  воспитательного процесса в школе;

• создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.

 

Задачи воспитательной системы:

• развитие школьного образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители»;

• организация процесса формирования толерантного сознания у детей с сохранным интеллектом и детьми с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии с различными возрастными группами учащихся;

• реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности;

• повышение уровня коммуникативности учащихся;

 

Образ конечного результата, критерии его оценки:

- предполагается ведение воспитательной работы  в  классе, развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия.

- с целью целенаправленного формирования толерантности предлагается организация деятельности по следующим разделам:  познание и принятие себя (толерантность к себе); принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье, определение и принятие культуры Малой Родины,  осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого), через совместные мероприятия детей школ.

 

Возможные риски и пути их преодоления.

         Программа рассчитана на 2011-2012 учебный год. Мы понимаем, что результаты появятся благодаря целенаправленной работе по ориентации школьников на толерантные отношения, которые являются сложным и длительным процессом, требующим постоянного внимания. Оценивая совместную деятельность двух школ, мы также учитываем, что результаты нашей работы сразу установить нельзя. Однако школа должна помочь школьнику сориентироваться в общечеловеческих ценностях, согласующихся с его неповторимой человеческой сущностью, в содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

 

Способы и средства достижения результата:

– ведущим видом деятельности в данном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.

– дети увлекаемы и часто меняют интересы. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.

– ребенок стремится отгородить себя от семьи, не всегда доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие не только всей семьи, но и привлечение  школ нормы в организации и в проведении многих предлагаемых программой формах воспитательной работы.

Формы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы.

Методы: беседы, пример, поощрение, убеждение (самоубеждение), игровые методы, метод воспитательной ситуации, метод соревнования, метод анализа деятельности и общения ребенка, поручения.

Необходимо также отметить, что в процессе формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в ее реализации семей учащихся, сотрудников образовательных учреждений.