Оборина Татьяна Геннадьевна,
социальный педагог
МАОУ «СОШ № 120» г. Перми
Преодоление противостояния семьи и школы в совместной работе с ребенком в МАОУ «СОШ № 120»
Современные реалии привели к изменению взаимоотношений участников воспитательного процесса и, прежде всего, школы и семьи. Теперь они рассматриваются как партнеры - равноправные участники деятельности. Возникла необходимость отхода от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе с родителями.
В воспитательной работе мы стараемся менять подходы к работе с семьей, искать качественно новые формы и методы взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи.
Требованием времени является задача активизации субъектной роли родителей в воспитательном процессе, признания, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей.
Современные родители рассматривают школу как инвестиционное пространство и ждут отдачи от своих финансовых и иных ресурсных вложений.
В воспитательной работе школы мы исходим из принципа согласованной деятельности педагогов и родителей, что позволяет реализовать воспитательные возможности семьи. В целях успешности проводимой работы мы стараемся обеспечить следующие условия:
- работа по реально существующим проблемам, интересных родителю и значимых
для него;
- родители активно участвуют в обсуждении проблем;
- работа не требует длительных временных затрат со стороны родителей.
В связи с этим деятельность по развитию воспитательного потенциала семьи проводится по следующим направлениям:
1. Использование стендов, школьного сайта, на которых размещаются статьи по вопросам воспитания ребенка в семье.
2. Организация индивидуальных и групповых встреч педагогов с родителями по запросам самих родителей.
В индивидуальной работе с родителями мы стараемся опираться на принципы восстановительной технологии. В школе 3 педагога прошли обучение по данному виду работы.
3. Использование активных форм работы (тренинги, круглые
столы, дискуссии);
4. Консультации родителей (традиционные и по электронной почте) специалистами школы и иными субъектами профилактики.
В своей работе мы реализуем индивидуальный подход к каждой семье в зависимости от таких объективных факторов как состав семьи, образование, социальный и материальный статус семьи, культурный и духовный уровень. При этом мы учитываем потребности родителей в сфере воспитания, особенности ребенка, воспитательные возможности родителей.
Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения направлена на то, чтобы использовать весь воспитательный потенциал семьи, учитывать ее не только ее реальные возможности, но и потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности каждой конкретной семьи.
Педагоги школы на родительских собраниях и личном общении работают над ценностной ориентацией семьи, формированием психолого-педагогической компетентности родителей, формированием позитивно направленных внутрисемейных отношений: принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательное отношение к нему, объективное оценивание ребенка. Темы родительских собраний и тренингов: «Профилактика суицида у подростков», «Профилактика правонарушений подростков путем взаимодействия родителей и детей», «Формирование готовности родителей к взаимодействию с ребенком на принципах педагогической поддержки детской одаренности с целью профилактики поведенческих проблем ребенка», «Передача ответственности подростку», «Административная ответственность родителей за воспитание, содержание и обучение несовершеннолетних детей», «Безопасность учащихся», «Профилактика совершения правонарушений учащимися», «Особенности подросткового возраста», «Профилактика социально опасных заболеваний».
Организация досуговой занятости также ведется на принципах сотрудничества родителей и школы с привлечением специалистов по организации внеклассной деятельности. В каникулы на базе школы регулярно организуются лагеря досуга и отдыха и «отряды мэра». Совместная работа семьи и школы и становится механизмом преодоления противостояния семьи и школы, условием сотрудничества и взаимообогащения.
Данные формы сотрудничества позволяют родителям занимать активную позицию в вопросах воспитания, получать позитивные результаты и чувствоватьсебя успешным воспитателем, что способствует мотивации родителей на самосовершенствование в области выстраивания эффективных детско-родительских взаимоотношений для успешного развития потенциала своей семьи.
Результатом проведенной работы в образовательном учреждении стало снижение
административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, связанных с употреблением спиртных напитков (2010г.-12, 2011-6), общественно-опасных деяний (2010-5, 2011-4). Микроклимат в школе носит позитивный, доброжелательный характер, возникающие проблемы решаются договорным путем, без применения физической силы. В школе сложилась атмосфера «старшего брата», когда учащиеся старших классов контролируют поведение учеников младших классов, пресекают негативные проявления.