Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа № 44» г. Перми

Адрес
Пермь, проспект Парковый, 28

E-mail
shkola44@permedu.online
Телефон
+ 7 (342) 222-68-46

                                                             Оборина Татьяна Геннадьевна,

                                           социальный педагог

                                                              МАОУ «СОШ № 120» г. Перми

Преодоление противостояния семьи и школы в совместной работе с ребенком в МАОУ «СОШ № 120»

      Современные реалии  привели  к изменению взаимоотношений участников воспитательного процесса и, прежде всего, школы и семьи. Теперь они рассматриваются  как партнеры - равноправные участники деятельности. Возникла необходимость отхода от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе с родителями.

       В воспитательной работе мы стараемся  менять подходы к работе с семьей, искать качественно новые формы и методы взаимодействия с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи.   

      Требованием времени является задача активизации субъектной роли родителей в воспитательном процессе, признания, уважения и поддержки их потенциальных воспитательных возможностей.  

     Современные родители рассматривают школу  как инвестиционное пространство и ждут отдачи от своих финансовых и иных ресурсных вложений.

     В воспитательной работе школы мы исходим из принципа согласованной деятельности педагогов и родителей, что позволяет реализовать воспитательные возможности семьи. В целях успешности  проводимой работы мы стараемся обеспечить следующие условия:

           - работа по реально существующим проблемам,  интересных родителю и   значимых

              для него;

-    родители активно участвуют в обсуждении проблем;

-    работа не требует  длительных временных затрат со стороны родителей.

    В связи с этим деятельность по развитию воспитательного потенциала семьи  проводится по следующим направлениям:

1. Использование стендов, школьного сайта, на которых размещаются  статьи по вопросам воспитания ребенка в семье.

2. Организация индивидуальных и групповых встреч педагогов с родителями по запросам самих родителей.

В индивидуальной работе с родителями мы стараемся опираться на  принципы восстановительной технологии. В школе 3 педагога прошли обучение по данному виду работы.

          3.  Использование активных форм работы (тренинги, круглые

        столы, дискуссии);

4.  Консультации родителей (традиционные и по электронной почте) специалистами школы и иными субъектами профилактики.

      В своей работе мы реализуем индивидуальный подход к  каждой семье в  зависимости  от   таких объективных факторов как состав семьи, образование, социальный и материальный статус семьи, культурный и духовный уровень.  При этом мы учитываем потребности родителей в сфере воспитания, особенности ребенка, воспитательные возможности родителей.

     Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения направлена на то, чтобы использовать весь воспитательный потенциал семьи, учитывать ее не только ее реальные возможности, но и потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности каждой конкретной семьи.

              Педагоги школы на родительских собраниях и личном общении работают над ценностной ориентацией семьи, формированием психолого-педагогической компетентности родителей, формированием позитивно направленных внутрисемейных отношений: принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательное отношение к нему, объективное оценивание ребенка. Темы родительских собраний и тренингов: «Профилактика суицида у подростков», «Профилактика правонарушений подростков  путем взаимодействия родителей и детей», «Формирование  готовности родителей к взаимодействию с ребенком на принципах педагогической поддержки детской одаренности с целью профилактики поведенческих проблем ребенка», «Передача ответственности подростку», «Административная ответственность родителей за воспитание, содержание и обучение  несовершеннолетних детей», «Безопасность учащихся», «Профилактика совершения правонарушений учащимися», «Особенности подросткового возраста», «Профилактика социально опасных заболеваний».

        Организация досуговой занятости также ведется на принципах сотрудничества родителей и школы  с привлечением специалистов по организации внеклассной деятельности.  В каникулы на базе школы регулярно организуются  лагеря досуга и отдыха и «отряды мэра».  Совместная работа семьи и школы и становится механизмом преодоления противостояния семьи и школы, условием сотрудничества и взаимообогащения.

   Данные формы сотрудничества позволяют  родителям занимать активную позицию в вопросах воспитания, получать позитивные результаты и чувствоватьсебя успешным воспитателем, что способствует мотивации родителей на самосовершенствование в области выстраивания  эффективных детско-родительских взаимоотношений для успешного развития потенциала своей семьи. 

            Результатом   проведенной работы  в образовательном учреждении стало снижение

           административных   правонарушений, совершенных несовершеннолетними,      связанных с употреблением спиртных напитков  (2010г.-12, 2011-6), общественно-опасных деяний (2010-5, 2011-4). Микроклимат в школе носит позитивный, доброжелательный характер, возникающие проблемы  решаются договорным путем, без применения физической силы. В школе сложилась атмосфера «старшего брата», когда учащиеся старших классов контролируют поведение учеников младших классов, пресекают негативные проявления.