Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа № 44» г. Перми

Адрес
Пермь, проспект Парковый, 28

E-mail
shkola44@permedu.online
Телефон
+ 7 (342) 222-68-46

  • Главная
  • Учителям
  • Конференция
  • Организация внеурочной деятельности подростков с девиантным поведением как средство снижения поведенческих рисков

Секция «Современные эффективные формы и методы работы с подростками девиантного поведения».

  «Организация внеурочной деятельности подростков с девиантным поведением как средство снижения поведенческих рисков»

 

После многолетнего негативного отношения к вечерним школам общество, наконец, стало понимать, что в системе непрерывного образования «вечерки» занимают свою достойную нишу.

Ежегодно в вечернюю школу  поступает 120-150 подростков в возрасте 15-17 лет, 65 % из которых составляют мальчики. На протяжении 5 лет социальный педагог, психолог школы проводят диагностику личностных особенностей этих учащихся. Анализ результатов диагностики позволяет нам сделать вывод о том, что все учащиеся в той или иной степени имеют разные формы социальной дезадаптации: 30-45 % состоят на учете в ОДН и 40 % в школьной «группе риска», 20 % - имеют категорию СОП, 58 % употребляют алкоголь, 67 % курят, 58 % не уверены в себе, имеют высокий уровень тревожности, 73 % не умеют общаться, 87 % конфликтуют между собой и родителями.

Особенности контингента вечерней школы таковы, что диктуют определенные проблемы в организации воспитательной работы: традиционные формы воспитательной деятельности с данным контингентом работают плохо. Мы изменили систему воспитательной работы. Определили направления и содержание воспитательной работы.

Формирование жизненных ценностей

Формирование гражданина

Гуманитаризация воспитательного процесса

Школьные гостиные

Клубы

Участие в  слете учащихся вечерних школ города

Клуб «Я гражданин России»

Участие в проектной деятельности

Экскурсии

Работа кружков в режиме «второго расписания»

Системообразующей стала клубная деятельность по интересам. Данный вид деятельности в условиях вечерней школы приобретает особое значение: для наших учеников с невысоким уровнем интеллектуальных способностей клубная деятельность позволяет повысить уровень собственной самооценки, изменить свой статус среди сверстников и педагогов, стать успешным в конкретном виде деятельности. В данном случае клубная работа выполняет компенсаторную функцию. Потому что именно в этой деятельности они чувствуют себя комфортно. В нашей школе руководителями клубов становятся классные руководители.

В школе организован клуб «Театр», в рамках экспериментального проекта в основу которого положена система методик групповой и индивидуальной работы с подростками посредством игровой и арт-терапии. Основные задачи функционирования клуба – оказание помощи подросткам в личном развитии, общении с другими, понимании себя и других, овладение более разнообразными средствами выражения своего «Я». Виды деятельности этого клуба – это литературные монтажи, литературно-музыкальные композиции, встречи с людьми искусства, театральные постановки литературных произведений.

            В ходе работы стали применятся метод дискуссии, арт-терапии, арт-дидактики. Наряду с традиционными формами появились нетрадиционные формы проведения занятий – литературные монтажи, литературно-музыкальные композиции, инсценировки отрывков изучаемых произведений. Все средства и методы, которые использовались в процессе работы были обобщены в программе «Театр», в основе которого лежит реабилитационная программа Москвитина.

            Клуб «SOS» функционирует с 2007 года, так как в последние годы социально-опасные заболевания являются одной из важных проблем нашего общества, вызывают острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактических мер. Деятельность клуба организована в форме кинолекторий с последующей дискуссией.

№ п/п

Детские объединения

Цель

Содержание деятельности

1.

Киноклуб «SOS»

Профилактика социально – опасных заболеваний

Просмотр кинофильмов профилактического содержания с последующей дискуссией.

2.

Клуб «Театр

Снятие негативных установок деструктивного поведения средствами арт-терапии

Постановка сценок, литературных монтажей, мини спектаклей.

3.

Клуб «Берегиня»

Охрана и сохранение репродуктивного здоровья подростков.

Неформальные беседы врача – гинеколога женской консультации №2 с девушками ОУ по профилактике абортов и заболеваний, передающихся половым путем.

4.

Клуб «Я гражданин России»

Формирование гражданско – общественных отношений.

Изучение норм, традиций, символики России.

5.

Школьная гостиная

Формирование положительных стереотипов планирования будущего.

 Встречи с интересными людьми

  спортсменами, специалистами, творческими людьми, выпускниками школы и тд.

 

Работа кружков  в режиме «второго расписания».

Работа кружков в режиме «второго  расписания» осуществляется  в  МОУ «ОСОШ №1» с 1 сентября 2009 года в рамках реализации краевого эксперимента по снижению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

За данный период в школе были созданы следующие кружки:

Период

Название кружка

Содержание

2009год

«Школа игры на гитаре»,  руководитель – педагог ЦДТ «Юность»

Изучение азов игры на гитаре

 «Автодело», руководитель – преподаватель автошколы

Обучение практическим навыкам управления автомобилем и правилам дорожного движения.

 «Клуб психологического общения», руководитель – психологи  центра «Эйдос»

Реализация  программ «Хозяин жизни», «Будь счастливым», «Навыки жизни».

«Бисероплетение», руководитель – педагог ЦДТ «Юность»

Создание изделий ручной работы из бисера

2010год

  «Автодело», руководитель – преподаватель автошколы,

Начальные практические знания управления автомобилем.

 «Клуб психологического общения»,

руководитель – психологи ППМС центра

Реализация  программ «Твой выбор», «Будь счастливым», «Семьеведение».

2011 год

«Автодело», руководитель – преподаватель автошколы

Начальные практические знания управления автомобилем.

«Бокс», руководитель – преподаватель ЦДТ «Юность»

Спортивная секция

«Краеведение», руководитель – педагог школы

Организация экскурсий

«Креатив », руководитель – директор фирмы «Ручная работа»

Проведение мастер-классов

по квилингу, мыловарению, декупажу.

Для  расширения спектра оказываемых дополнительных услуг школа заключает договоры с партнерскими организациями: центром занятости Дзержинского района,  городским психологическим центром. 

Проектная деятельность – следующее приоритетное направление воспитательной работы.

С 2007 года учащиеся МОУ «ОСОШ № 1» принимают участие в работе городской проектной школы, под патронажем Департамента образования Пермского края, совместно со школой бизнеса Сергея Гершанока «Старт».

За два года созданы и реализованы 3 проекта:

  1. «Добрые руки»

Цель: организация парикмахерских услуг для людей социальных категорий.

  1. «Территория милосердия»

Цель: создание кукольного спектакля для детей приюта «Вера».

  1. «Доброта»

Цель: организация сбора одежды для социально-реабилитационного центра.

В 2007 году школа стала победителем городского конкурса проектов среди учащихся. За проект «Добрые руки» учащиеся награждены путевкой в г. Волгоград.

В 2008 году учащиеся школы стали дипломантами городской проектной школы за реализацию проектов «Доброта» и «Территории милосердия».

            Сущность проектной технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения от локальных до глобальных проблем современного общества.  Данная технология создает развитие многих компонентов личности: от рационального мышления до опыта творческой деятельности.

Цель: практическое обучение учащихся формам и методам социального проектирования.

В ходе работы отрабатывалось умение направлять собственные стремления (энергию) на достижение важных целей, удерживать определенные позиции в обществе.

            Работу над проектом можно разделить на четыре основных блока:

1.Подготовительный – формирование целевой группы.

2.Теоретический – проведение обучающих занятий, выездные сессии.

3.Практический – реализация проекта.

4.Заключительный – подведение итогов.

Формирование целевой группы частников проекта проходило по желанию, на добровольной основе, в форме собеседования с классными коллективами. В результате определилась группа заинтересованных лиц, желающих создать и реализовать какой-либо проект.

            На втором этапе учащимся была представлена возможность принять участие в тренингах по подготовке к социальному проектированию и в выездных сессиях на базе о/л «Звездный», которые проводили ведущие педагоги начальной  школы бизнеса Сергея Гершанока «Старт». Основной задачей деятельности в лагере является освоение проектирования как особой технологии. В ходе работы проходило введение в проектную технологию с применением практики  коллективного «мозгового штурма» в целях формирования единого информационного поля, определения ключевых понятий. В программу выездных сессий так же входили:

-        Индивидуально-групповая деятельность (поиск единомышленников, формирование микро групп по интересующим проблемам).

-        Работа в малых группах (оформление идей проекта, обсуждение).

-        Презентация готовых проектов (от идеи до бюджета проекта и ожидаемых результатов)

-        Спортивные и творческие занятия с учащимися.

-        В модели выездного лагеря были заложены следующие технологии:

1.Элементы организационно-деятельностной игры;

2.Технологии групповой и парной работы;

3.Технологии развития критического мышления.

Результатом данного этапа стали четко прописанные проекты: от целей и задач до ожидаемых результатов.

            Третий этап – практический, предполагал реализацию проекта. На данном этапе все, что прописано на бумаге необходимо было претворить в жизнь. Самое важное, что предстояло учащиеся – это установить контакт с потребителями услуг прописанных в проекте.

Так, в течение двух лет нашими «потребителями» стали в рамках проекта «Добрые руки» - общество инвалидов и ветеранов Свердловского района города Перми, ветеранов Дзержинского районов.

Проект «Территория милосердия» был направлен на создание кукольного спектакля для меленьких воспитанников приюта «Вера».

Проект «Доброта» направлен на семьи социально-реабилитационного центра (находящиеся в социально-опасном положении), учащиеся организовали для них сбор одежды.

На заключительном этапе были подведены итоги проектной деятельности:

-        Оформлены проекты;

-        Оформлены отчеты с благодарственными письмами «потребителей» отзывами участников;

-        Созданы электронные презентации;

-        Обозначены проблемы и перспективы.

 

Разработка и реализация  в МОУ «ОСОШ»№1 социальных проектов.

Название реализованного проекта

Статус, заказчик проекта

Результат реализации проекта

Масштаб и сроки реализации проекта

1.

Школа социальной поддержки

 Областной конкурс социальных и культурных проектов.

Отсутствие преступлений и правонарушений в летний период среди участников целевой группы.

С 1.04.2003. по 30.11.2003г.

2.

Школа социальной поддержки-2

Городской конкурс проектов по теме «Профилактика преступлений и правонарушений в ОУ», Департамент образования города Перми

Отсутствие преступлений и правонарушений среди участников целевой группы.

С 01.07.08.по

28.09.08.

3.

Школьное созвездие

Городской конкурс проектов по созданию досуговых центров и клубов в общеобразовательных учреждениях. Департамент образования города Перми.

В школе функционируют клубы :

-  «Берегиня»

-   «Я гражданин    России»
-  «Театр»

На средства гранта оборудован тренажерный зал, зал для настольного тенниса

С 1.10.08 по

28.12.08.

4.

Добрые руки

(ученический проект)

Городской конкурс «Мой проект городу».Департамент образования города Перми.

Организована парикмахерская для ветеранов и пенсионеров  района.

С 1.03.07 по

1.06.07.г.

5.

Территория милосердия

(ученический проект)

Городская проектная школа. Департамент

образования города Перми

Организован показ кукольного  спектакля «Храбрый заяц» для воспитанников приюта «Вера» (самостоятельно изготовлены куклы и декорации)

С 1.02.08.по

25.05.08г.

 

Школа будущего

Департамент

образования города Перми

Организация волонтерского труда

Организация этнографической экспедиции

С 10.06.2009 по 30.08.2009

 

Безопасное будущее

Департамент общественной безопасности г. Перми

Созданы  и реализованы ученические проекты

«Думая о будущем» - цель проекта подготовка волонтеров по вопросам профилактики социально-опасных заболеваний.   В рамках данного проекта для учащихся будут организованы консультации подросткового врача - гинеколога.

«Фактор риска» -  подготовка волонтеров по правовым вопросам.

Организована   деятельность клуба «Школьная гостиная» цель клуба - организация встреч учащихся             «группы риска» с бывшими выпускниками школы, родителями, другими представителями социума. 

С 1.09.2010 по 30.10.2011.

Выездные экскурсии:

Школьное краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью. Целью его является воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, расширения связей с социумом.

В рамках проекта «Школа будущего» в 2009/2010 учебном году с целью изучения социума  организована   интересна, насыщенная этнографическая экспедиция  « Вогульский пояс». В ходе корой учащиеся «группы риска»  посетили Чайвинскую пещеру – святилище древних манси, где участники экспедиции стали участниками шаманского обряда, музей  Б. Пастернака во Всеволодо-Вильве, рукотворное Голубое озеро, форелевое хозяйство. Кроме того учащиеся посетили:

Белогорский монастырь (40 учащихся), по Золотому кольцу Прикамья (10 учащихся), в город Казань(20 учащихся). Чусовские городки. Храмы города Перми. Организуя для учащихся походы и экскурсии, вовлекая их в поисковую работу, коллектив школы стремится одновременно возродить традиции народов Прикамья: знакомство с обрядами, фольклором, духовной музыкой России, посещение монастырей, храмов.

Заместитель  директора

по воспитательной работе   С. Г. Казанцева