Секция «Современные эффективные формы и методы работы с подростками девиантного поведения».
«Организация внеурочной деятельности подростков с девиантным поведением как средство снижения поведенческих рисков»
После многолетнего негативного отношения к вечерним школам общество, наконец, стало понимать, что в системе непрерывного образования «вечерки» занимают свою достойную нишу.
Ежегодно в вечернюю школу поступает 120-150 подростков в возрасте 15-17 лет, 65 % из которых составляют мальчики. На протяжении 5 лет социальный педагог, психолог школы проводят диагностику личностных особенностей этих учащихся. Анализ результатов диагностики позволяет нам сделать вывод о том, что все учащиеся в той или иной степени имеют разные формы социальной дезадаптации: 30-45 % состоят на учете в ОДН и 40 % в школьной «группе риска», 20 % - имеют категорию СОП, 58 % употребляют алкоголь, 67 % курят, 58 % не уверены в себе, имеют высокий уровень тревожности, 73 % не умеют общаться, 87 % конфликтуют между собой и родителями.
Особенности контингента вечерней школы таковы, что диктуют определенные проблемы в организации воспитательной работы: традиционные формы воспитательной деятельности с данным контингентом работают плохо. Мы изменили систему воспитательной работы. Определили направления и содержание воспитательной работы.
Формирование жизненных ценностей |
Формирование гражданина |
Гуманитаризация воспитательного процесса |
Школьные гостиные Клубы Участие в слете учащихся вечерних школ города |
Клуб «Я гражданин России» Участие в проектной деятельности |
Экскурсии Работа кружков в режиме «второго расписания» |
Системообразующей стала клубная деятельность по интересам. Данный вид деятельности в условиях вечерней школы приобретает особое значение: для наших учеников с невысоким уровнем интеллектуальных способностей клубная деятельность позволяет повысить уровень собственной самооценки, изменить свой статус среди сверстников и педагогов, стать успешным в конкретном виде деятельности. В данном случае клубная работа выполняет компенсаторную функцию. Потому что именно в этой деятельности они чувствуют себя комфортно. В нашей школе руководителями клубов становятся классные руководители.
В школе организован клуб «Театр», в рамках экспериментального проекта в основу которого положена система методик групповой и индивидуальной работы с подростками посредством игровой и арт-терапии. Основные задачи функционирования клуба – оказание помощи подросткам в личном развитии, общении с другими, понимании себя и других, овладение более разнообразными средствами выражения своего «Я». Виды деятельности этого клуба – это литературные монтажи, литературно-музыкальные композиции, встречи с людьми искусства, театральные постановки литературных произведений.
В ходе работы стали применятся метод дискуссии, арт-терапии, арт-дидактики. Наряду с традиционными формами появились нетрадиционные формы проведения занятий – литературные монтажи, литературно-музыкальные композиции, инсценировки отрывков изучаемых произведений. Все средства и методы, которые использовались в процессе работы были обобщены в программе «Театр», в основе которого лежит реабилитационная программа Москвитина.
Клуб «SOS» функционирует с 2007 года, так как в последние годы социально-опасные заболевания являются одной из важных проблем нашего общества, вызывают острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактических мер. Деятельность клуба организована в форме кинолекторий с последующей дискуссией.
№ п/п |
Детские объединения |
Цель |
Содержание деятельности |
1. |
Киноклуб «SOS» |
Профилактика социально – опасных заболеваний |
Просмотр кинофильмов профилактического содержания с последующей дискуссией. |
2. |
Клуб «Театр |
Снятие негативных установок деструктивного поведения средствами арт-терапии |
Постановка сценок, литературных монтажей, мини спектаклей. |
3. |
Клуб «Берегиня» |
Охрана и сохранение репродуктивного здоровья подростков. |
Неформальные беседы врача – гинеколога женской консультации №2 с девушками ОУ по профилактике абортов и заболеваний, передающихся половым путем. |
4. |
Клуб «Я гражданин России» |
Формирование гражданско – общественных отношений. |
Изучение норм, традиций, символики России. |
5. |
Школьная гостиная |
Формирование положительных стереотипов планирования будущего. |
Встречи с интересными людьми спортсменами, специалистами, творческими людьми, выпускниками школы и тд. |
Работа кружков в режиме «второго расписания».
Работа кружков в режиме «второго расписания» осуществляется в МОУ «ОСОШ №1» с 1 сентября 2009 года в рамках реализации краевого эксперимента по снижению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
За данный период в школе были созданы следующие кружки:
Период |
Название кружка |
Содержание |
2009год |
«Школа игры на гитаре», руководитель – педагог ЦДТ «Юность» |
Изучение азов игры на гитаре |
«Автодело», руководитель – преподаватель автошколы |
Обучение практическим навыкам управления автомобилем и правилам дорожного движения. |
|
«Клуб психологического общения», руководитель – психологи центра «Эйдос» |
Реализация программ «Хозяин жизни», «Будь счастливым», «Навыки жизни». |
|
«Бисероплетение», руководитель – педагог ЦДТ «Юность» |
Создание изделий ручной работы из бисера |
|
2010год |
«Автодело», руководитель – преподаватель автошколы, |
Начальные практические знания управления автомобилем. |
«Клуб психологического общения», руководитель – психологи ППМС центра |
Реализация программ «Твой выбор», «Будь счастливым», «Семьеведение». |
|
2011 год |
«Автодело», руководитель – преподаватель автошколы |
Начальные практические знания управления автомобилем. |
«Бокс», руководитель – преподаватель ЦДТ «Юность» |
Спортивная секция |
|
«Краеведение», руководитель – педагог школы |
Организация экскурсий |
|
«Креатив », руководитель – директор фирмы «Ручная работа» |
Проведение мастер-классов по квилингу, мыловарению, декупажу. |
Для расширения спектра оказываемых дополнительных услуг школа заключает договоры с партнерскими организациями: центром занятости Дзержинского района, городским психологическим центром.
Проектная деятельность – следующее приоритетное направление воспитательной работы.
С 2007 года учащиеся МОУ «ОСОШ № 1» принимают участие в работе городской проектной школы, под патронажем Департамента образования Пермского края, совместно со школой бизнеса Сергея Гершанока «Старт».
За два года созданы и реализованы 3 проекта:
- «Добрые руки»
Цель: организация парикмахерских услуг для людей социальных категорий.
- «Территория милосердия»
Цель: создание кукольного спектакля для детей приюта «Вера».
- «Доброта»
Цель: организация сбора одежды для социально-реабилитационного центра.
В 2007 году школа стала победителем городского конкурса проектов среди учащихся. За проект «Добрые руки» учащиеся награждены путевкой в г. Волгоград.
В 2008 году учащиеся школы стали дипломантами городской проектной школы за реализацию проектов «Доброта» и «Территории милосердия».
Сущность проектной технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения от локальных до глобальных проблем современного общества. Данная технология создает развитие многих компонентов личности: от рационального мышления до опыта творческой деятельности.
Цель: практическое обучение учащихся формам и методам социального проектирования.
В ходе работы отрабатывалось умение направлять собственные стремления (энергию) на достижение важных целей, удерживать определенные позиции в обществе.
Работу над проектом можно разделить на четыре основных блока:
1.Подготовительный – формирование целевой группы.
2.Теоретический – проведение обучающих занятий, выездные сессии.
3.Практический – реализация проекта.
4.Заключительный – подведение итогов.
Формирование целевой группы частников проекта проходило по желанию, на добровольной основе, в форме собеседования с классными коллективами. В результате определилась группа заинтересованных лиц, желающих создать и реализовать какой-либо проект.
На втором этапе учащимся была представлена возможность принять участие в тренингах по подготовке к социальному проектированию и в выездных сессиях на базе о/л «Звездный», которые проводили ведущие педагоги начальной школы бизнеса Сергея Гершанока «Старт». Основной задачей деятельности в лагере является освоение проектирования как особой технологии. В ходе работы проходило введение в проектную технологию с применением практики коллективного «мозгового штурма» в целях формирования единого информационного поля, определения ключевых понятий. В программу выездных сессий так же входили:
- Индивидуально-групповая деятельность (поиск единомышленников, формирование микро групп по интересующим проблемам).
- Работа в малых группах (оформление идей проекта, обсуждение).
- Презентация готовых проектов (от идеи до бюджета проекта и ожидаемых результатов)
- Спортивные и творческие занятия с учащимися.
- В модели выездного лагеря были заложены следующие технологии:
1.Элементы организационно-деятельностной игры;
2.Технологии групповой и парной работы;
3.Технологии развития критического мышления.
Результатом данного этапа стали четко прописанные проекты: от целей и задач до ожидаемых результатов.
Третий этап – практический, предполагал реализацию проекта. На данном этапе все, что прописано на бумаге необходимо было претворить в жизнь. Самое важное, что предстояло учащиеся – это установить контакт с потребителями услуг прописанных в проекте.
Так, в течение двух лет нашими «потребителями» стали в рамках проекта «Добрые руки» - общество инвалидов и ветеранов Свердловского района города Перми, ветеранов Дзержинского районов.
Проект «Территория милосердия» был направлен на создание кукольного спектакля для меленьких воспитанников приюта «Вера».
Проект «Доброта» направлен на семьи социально-реабилитационного центра (находящиеся в социально-опасном положении), учащиеся организовали для них сбор одежды.
На заключительном этапе были подведены итоги проектной деятельности:
- Оформлены проекты;
- Оформлены отчеты с благодарственными письмами «потребителей» отзывами участников;
- Созданы электронные презентации;
- Обозначены проблемы и перспективы.
Разработка и реализация в МОУ «ОСОШ»№1 социальных проектов.
№ |
Название реализованного проекта |
Статус, заказчик проекта |
Результат реализации проекта |
Масштаб и сроки реализации проекта |
1. |
Школа социальной поддержки |
Областной конкурс социальных и культурных проектов. |
Отсутствие преступлений и правонарушений в летний период среди участников целевой группы. |
С 1.04.2003. по 30.11.2003г. |
2. |
Школа социальной поддержки-2 |
Городской конкурс проектов по теме «Профилактика преступлений и правонарушений в ОУ», Департамент образования города Перми |
Отсутствие преступлений и правонарушений среди участников целевой группы. |
С 01.07.08.по 28.09.08. |
3. |
Школьное созвездие |
Городской конкурс проектов по созданию досуговых центров и клубов в общеобразовательных учреждениях. Департамент образования города Перми. |
В школе функционируют клубы : - «Берегиня» - «Я гражданин России» На средства гранта оборудован тренажерный зал, зал для настольного тенниса |
С 1.10.08 по 28.12.08. |
4. |
Добрые руки (ученический проект) |
Городской конкурс «Мой проект городу».Департамент образования города Перми. |
Организована парикмахерская для ветеранов и пенсионеров района. |
С 1.03.07 по 1.06.07.г. |
5. |
Территория милосердия (ученический проект) |
Городская проектная школа. Департамент образования города Перми |
Организован показ кукольного спектакля «Храбрый заяц» для воспитанников приюта «Вера» (самостоятельно изготовлены куклы и декорации) |
С 1.02.08.по 25.05.08г. |
|
Школа будущего |
Департамент образования города Перми |
Организация волонтерского труда Организация этнографической экспедиции |
С 10.06.2009 по 30.08.2009 |
|
Безопасное будущее |
Департамент общественной безопасности г. Перми |
Созданы и реализованы ученические проекты «Думая о будущем» - цель проекта подготовка волонтеров по вопросам профилактики социально-опасных заболеваний. В рамках данного проекта для учащихся будут организованы консультации подросткового врача - гинеколога. «Фактор риска» - подготовка волонтеров по правовым вопросам. Организована деятельность клуба «Школьная гостиная» цель клуба - организация встреч учащихся «группы риска» с бывшими выпускниками школы, родителями, другими представителями социума. |
С 1.09.2010 по 30.10.2011. |
Выездные экскурсии:
Школьное краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью. Целью его является воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, расширения связей с социумом.
В рамках проекта «Школа будущего» в 2009/2010 учебном году с целью изучения социума организована интересна, насыщенная этнографическая экспедиция « Вогульский пояс». В ходе корой учащиеся «группы риска» посетили Чайвинскую пещеру – святилище древних манси, где участники экспедиции стали участниками шаманского обряда, музей Б. Пастернака во Всеволодо-Вильве, рукотворное Голубое озеро, форелевое хозяйство. Кроме того учащиеся посетили:
Белогорский монастырь (40 учащихся), по Золотому кольцу Прикамья (10 учащихся), в город Казань(20 учащихся). Чусовские городки. Храмы города Перми. Организуя для учащихся походы и экскурсии, вовлекая их в поисковую работу, коллектив школы стремится одновременно возродить традиции народов Прикамья: знакомство с обрядами, фольклором, духовной музыкой России, посещение монастырей, храмов.
Заместитель директора
по воспитательной работе С. Г. Казанцева