Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа № 44» г. Перми

Адрес
Пермь, проспект Парковый, 28

E-mail
shkola44@obrazovanie.perm.ru
Телефон
+ 7 (342) 222-68-46

К  вопросу о воспитании трудного подростка

(тезисы выступления)

Костылева В.Б.,

доцент кафедры педагогики ПГНИУ

 

Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм,  разрушение старых идеалов и отсутствие новых поставили подрастающее поколение перед серьезной проблемой самоопределения и самоактуализации в новых экономических условиях. Эти изменения выдвинули целый ряд педагогических проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка.

Под «трудными» детьми в педагогической науке понимают особую категорию детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии.

И.А. Невский под «трудными» подразумевал детей, у которых проявлялись отклонения от общепринятых норм в учебе и поведении, которые требовали от учителя каких-то мер воздействия с целью повышения успеваемости и улучшения дисциплины [2].

 В книге «Трудные школьники», вышедшей еще в 1930 году, известный советский психолог и педагог П.П. Блонский так определил  «трудность» детей: «С объективной точки зрения трудный ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения трудный ученик такой, с которым учителю трудно и тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».

  В настоящее время в современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», так как они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.  Отметим, что отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Согласно А.И. Кочетову, причиной этой сопротивляемости является отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. [1].

Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами. Наиболее распространенная среди них заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка [3].

«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей — все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе, — детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте — от года до семи-восьми лет», — утверждал В.А. Сухомлинский.

Анализ причин проступков детей и правонарушений подростков свидетельствуют о том, какое огромное влияние на их нравственное развитие оказывает психологический микроклимат семьи.  

Воздействую на нравственный облик «трудных» учеников, предпринимая попытки его перевоспитания, школа в первую очередь должна обратить внимание на возможности изменения психологического микроклимата семьи, его нравственной характеристики в нужном направлении. Без этого все усилия школы, направленные только на ученика, изменения его нравственного облика, будут обречены на неудачу или принесут незначительные результаты.

Как отмечают многие педагоги, основная особенность «трудных» учащихся - совокупность личностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них -лени, эгоизма, недисциплинированности. Эти недостатки могут формироваться и  под влиянием отчужденности ученика в классном коллективе, неблагополучной обстановке в семье, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений с окружающими. Усиленное развитие недостатков обусловлено постоянным конфликтным отношением подростка. Конфликт проявляется по-разному в каждом конкретном случае, но почти всегда служит основной причиной отрицательного поведения.

 Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности в учебно-воспитательном процессе можно разобраться с причинами трудновоспитуемости и попытаться их устранить.

В связи с этим в педагогической науке рассматриваются различные подходы в работе с «трудными». Напомним, что в широком смысле подход это - совокупность приемов, способов. В современной педагогике - совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и воспитания.

Безусловно, каждому подростку нужен свой педагогический подход. Эти меры, способы работы с трудными детьми должны быть строго индивидуальными, выработанными на основе тщательного изучения личности учащегося, его физического состояния. Среди общих принципов социально-педагогической реабилитации трудных детей необходимо отметить - опору на положительные качества подростка и   формирование   жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии.  

Необходимо отметить, что процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. «Нужно научить ребенка прежде всего ощущать и сопереживать. Чувства, переживания это как бы крохотный магнит, заложенный в детском существе, который притягивает его к другим людям, делает его чувствительным, восприимчивым к словам, поучениям, идеям, наставлениям», - говорил В. А. Сухомлинский.

 

1.Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская - М.,1986

2.Невский, И.А. Трудный успех/ И.А. Невский - М,1981

3.Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова - Архангельск, 1995

5.Сухомлинский В. О. Трудные дети / В. О. Сухомлинский // Правда Украины. - 1966.

4. Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С. Сливоковской – М:

Прогресс, 1987г.

Внимание! Для улучшения работы сайта используются cookie-файлы. Нажимая «Согласен (-на)», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании cookie-файлов. Чтобы получить подробную информацию, нажмите «Подробнее».